Наткнулся на вот такую информацию, думаю некоторым будет интересно.
Выставка бонсай в Никитском Саду на берегу Черного моря (Ялта, Крым, Украина)
" Если нести в сердце зеленую ветку,
на нее может сесть певчая птичка"
(Китайская пословица)
Любовь к природе, поклонение ей в странах дальневосточного региона и, особенно, в Японии способствовало утонченному восприятию красоты, появлению новых стилей в садовой архитектуре, интерьере японского дома, керамике, искусстве чайной церемонии, составлению букета (икебана), выращивании миниатюрных деревьев (бонсай) и многом другом. Издревле вся природа представлялась живой и одухотворенной. Красота для японцев всеобща. Каким бы незаметным, незначительным не был предмет, он красив. Любование красотой осенних пейзажей и весенним цветением сакуры, утренним туманом и горными водопадами имеет глубокий философский смысл. Его основа заключается в непрерывности изменений, происходящих в природе, сопричастности человека жизни природы. Древнее искусство бонсай является ярким примером тонкого понимания природы.
Слово "бонсай" в переводе с японского означает "дерево в плошке", "дерево на подносе". Этот термин для тех, кто увлекается выращиванием миниатюрных деревьев, стал международным, потому, что Япония - и признанный лидер в этой области, и законодатель мод.
Это искусство появилось в Японии в VI веке нашей эры, а первыми, кто почти две тысячи лет назад оценил красоту причудливо искривленных деревьев и стал пересаживать их с горных склонов, из каменистых расщелин в декоративные вазоны, были китайцы.
Для людей, пытавшихся осознать глубинные связи Вселенной - философов, литераторов, художников - такие деревца становились объектами для медитации - сосредоточенного созерцания, слияния с Природой, Космосом, Богом. Одновременно это были попытки почувствовать свое единство с Творцом, потому что Человек мог собственными руками - из семян, черенков - воссоздать то, что рождалось по Высшим Законам Мироздания.
Поставленный на керамический поднос большой камень, очертаниями напоминающий скалу, несколько растений на нем, подернутое ряской озерцо и практически на наших ладонях умещается целый мир, "великое в малом". Этот принцип веками исповедуют мастера создания миниатюрных пейзажей, умело воспроизводящие бесконечность Природы. В Японии существует выражение "культура сосновой иголки" ("массе буммэй"), означающее умение увидеть её красоту и одновременно красоту огромной сосны.
Тесно связанное с одним из глубочайших философских направлений буддизма - школой Дзень, выращивание миниатюрных деревьев одновременно обладало всеми чертами изобразительного искусства - живописи, ваяния. Только создавались такие произведения годами, десятилетиями и передавались из поколения в поколение, оставаясь незавершенными и терпеливо ожидая прикосновения рук и движения души нового мастера. В коллекциях Японии, Китая, Вьетнама и других стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии есть экземпляры, возраст которых исчисляется сотня ми лет.
Несмотря на то, что родоначальниками искусства миниатюризации растений были китайские мастера, заслуга в совершенствовании и распространении бонсай по всему миру принадлежит японцам. Это они разработали основные правила форм деревьев, усовершенствовали технологию их создания, отказались от придания растениям случайных форм. Стили, разработанные японскими мастерами, просты, лаконичны, естественны, лишены какой-либо напыщенности и вычурности.
Правда, несмотря на установленную японцами канонизацию стилей, каждый бонсаист в любой стране привносит в бонсай своё, используя, как правило, растения местной флоры.
Со временем в различных школах выращивания миниатюрных деревьев создавались свои стили. Следующие четыре являются основными:
- Чоккан - прямостоячее дерево;
- Чакан - наклоненное, словно под порывами ветра дерево;
- Кенчай - ниспадающее дерево, "каскад";
- Банкан - дерево с сильно искривленным стволом
Кроме этих основных стилей есть много производных:
- "полукаскад", дерево, с выступающими из земли корнями;
- "дерево-спрут", композиция с многочисленными стволами;
- "лесная форма";
- многие другие.
В культуре бонсай широко используют более 400 видов растений. Среди них наиболее популярны хвойные: различные виды сосен, можжевельники, туи, кипарисовики, ели, лиственницы, криптомерия японская. Они достаточно жизнестойкие и в коллекциях мастеров бонсай нередко переживают своих сородичей в природе. Их используют при создании почти всех известных стилей бонсай.
Листопадные растения трогательно выглядят весной с молодой зеленью листьев, графичны в осенне-зимний период. Широко используют клены, липы, березы, дубы, буки, грабы, рябину, дзелькву, ивы и др.
Красивоцветущие и плодовые растения составляют особую группу. Она наиболее привлекательна и популярна у новичков. Это сливы, вишни, айва, гранат, яблоня, пираканта, кизил, хурма, цитрусовые с мелкими цветками и плодами, магнолии, мирт, камелии, азалии, гардении. Во время цветения они производят незабываемое впечатление. Для того, чтобы отметить время года, в культуре бонсай обязательно используют травянистые растения, которые одновременно подчеркивают и возраст основного дерева. Большое значение в искусстве бонсай придается декоративному вазону (контейнеру), который выбирают очень тщательно и нередко сравнивают с рамой для картины, которая подчеркивает все достоинства художественного произведения. Каким бы красивым ни было растение, лишь с правильно подобранным по размерам, форме и цвету контейнером оно составит единое целое и произведет должное впечатление.
Распространение бонсай в мире имеет сравнительно недолгую историю. На Западе миниатюрные деревца впервые привлекли внимание парижской публики на Всемирной Выставке в 1937 году, где более 50-ти живых экспонатов из Японии получили золотые медали. Они стали откровениями для всего мира, искусством, воплотившим "аромат Страны Восходящего Солнца".
В последние десятилетия увлечение искусством бонсай переживает настоящий бум, как в Японии, так и в других странах мира. Многочисленные клубы созданы и активно действуют в Западной и Восточной Европе, Америке, Австралии, странах Юго-Восточной Азии.
На постсоветском пространстве только в Москве имеется бонсай-клуб, созданный в 1989 году на основе коллекции, подаренной Главному ботаническому саду Посольством Японии в 1976 году. В Украине есть, очевидно, отдельные любители, но клубы пока не образованы.
В Никитском ботаническом саду коллекция бонсай создана в период с 1970 по 2000 гг. на базе местной Крымской флоры и субтропических интродуцентов. Её автор - ведущий ландшафтный архитектор Анатолий Анатольевич Анненков. В настоящее время это лучшая коллекция бонсай в Украине, насчитывающая около 300 оригинальных композиций.
98648, Украина, АР Крым, г. Ялта, пгт Никита, ННЦ НБС
Тел. (0654) 33 55 30; Факс 33 53 86; эл.почта:
flora@gnbs.crimea.ua Как добраться?
От Симферополя до Ялты можно доехать автобусом/троллейбусом/такси. Ботанический сад расположен в поселке Никита. За 15-20 минут вы спуститесь от автодороги Симферополь-Ялта к Верхним воротам Сада. Автобус/маршрутное такси №34 также идут от центра Ялты до Никитского сада.