Бонсай Форум бонсай форум
Главная |Регистрация|Вход
[Новые сообщенияУчастники]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Тобимури, Alexandr_Marchenko, re-mmi  
Бонсай форум » Остальное » Суисеки » Немного истории и теории суйсеки.
Немного истории и теории суйсеки.
leonidДата: Среда, 05.11.2008, 14:58 | Сообщение # 1
- Труженик -
Группа: Пользователь
Сообщений: 43
Город: Беер Шева
Репутация: 3
Награды: 0
Статус: Offline

О суйсеки

***

Искусство любования «дикими», необработанными или почти необработанными камнями один из пока малоизвестных аспектов Культуры Японии, Кореи и Китая. Конечно, на красоту «не драгоценных» камней люди обращали внимание еще в незапамятные времена, и не только на Дальнем Востоке. Во время раскопок в Олдувае Люис Лики нашел не только черепа древнейших людей, но и небольшие желваки охры, которые эти, не совсем еще люди 1,5 миллионов лет назад принеси издалека (не менее 20км!). Зачем примитивным гоминидам потребовалась охра? Есть ее нельзя, на изготовление рубил она непригодна, каких-либо признаков использования в качестве красителя тоже не было. Единственное объяснение,- красные камни пробудили в наших далеких предках чувство прекрасного. Камни, и, наверное, цветы... Просто цветы не могли сохраниться.
Камни и цветы... Живое, эферное и статичное. Два полюса Природы.
Уже в 5 веке нашей эры японцы стремились объединить эти полюса. Так возникли Бонсаи-секи,- камни, дополняющие бонсаи. Почти одновременно с ними (а в Китае немного раньше) появилось исскуство любования самими камнями. В Японии такие «медитативные» камни получили название Суйсеки (интересно, что само слово,- китайское!),в Китае,- Гонгши.
Само слово Суйсеки породило сочетание двух китайских иероглифов: «Суй»,- вода и «Секи»,- камень. Гонгши родилось из сочетания иероглифов «Гонг»- гора «Ши»,- ученик. Хотя оба слова китайские по происхождению, наибольшего развития искусство Суйсеки достигло именно в Японии (хотя в последнее время растет интерс и к работам выполненным в китайской школе).
Итак, что такое Суйсеки?
На первый взгляд,- обычные камни. Гранит, кварцит, окаменевший лесс. Булыжник, одним словом. Это если одним... А если тремя: «Камень Обладающий Индивидуальностью». Европейцы, которые заинтересовались необычным искусством чаще называют их Spirit Rocks или Meditative Rocks (т.е. Духовные Камни или Камни Для Медитации) В этом, наверное, секрет,- Суйсеки не раскрывают свою красоту «по первому требованию», они не столь ярки и броски как драгоценные или поделочные камни, чтобы войти в их мир, насладиться неслышимой мелодией, человек должен «настроится» на камень, научиться слышать, то, что в Библии называют «голос тонкой тишины».
Суйсеки могут использоваться как элемент бонсаи (или суккулентных композиций), как составляющие «садов камней» и, наконец, сами по себе, являясь в таком случае самодостаточным объектом.
Как правило камни для Суйсеки никак не обрабатывают. В ряде случаев допускается сформировать плоский срез, для устойчивости, но настоящие ценители Суйсеки считают, что лучше добиваться определенного положения камня при помощи соответствующей формы подставки (Дайза,- при плоской ее форме или Добан при более сложной). Классические Дайза делались из дерева или фарфора, Добан,- из бронзы. В настоящее время даже в Японии нередко используют новые материалы, (в том числе пластик), но есть и консерваторы, которые считают, что это недопустимо, хотя и они не спорят, что в ряде случаев новые материалы позволяют полнее раскрыть красоту Суйсеки.
В китайской школе допускается легкая полировка камня, и даже склеивание гармонирующих камней в единое целое. В таком случае Суйсеки называют Бисеки. Для всех остальной случаев никакое «насилие» над камнем недопустимо.
Каждый Суйсеки имеет «лицо»,- сторона, которой камень должен быть обращен к зрителю во время медитации.
Индивидуальность,- необходимая черта суйсеки. Поэтому кристаллы, как правило не являются суйсеки (за исключением некоторых друз).
Суйсеки должны иметь «историю», это должны быть камни обточенные водой, или растрескавшиеся в результате перепадов температур (во втором случае мы имеем камень Сабаку Иши (пустынный камень) стиля.
Индивидуальность камня может создаваться как формой так и прожилками, велючениями других цветов. Такие «цветные» камни относятся к стилю Мон-Секи.

***

Классификация «Одухотворенных Камней» не менее сложна, чем Бонсаи, ведь такие камни, как и Бонсаи, должны обладать индивидуальностью, а значит и втиснуть их в рамки какой-либо классификации практически невозможно. Но если попытаться это сделать, то получится что-то вроде следующей схемы
Бонсаи-сёки,- камни, которые используются для дополнения Бонсаи (или небольших садиков в плошках). Здесь ведущий объект,- растения, камни должны просто дополнять композицию, подчеркивать своеобразие живого. Бонсаки-секи не нужно путать с Бонсаи-Иши,- последние, это камни, которые по форме или узору напоминают бонсаи в горшке
Тоуяма-Иши- гора или горная цепь вдалеке. Картинка должна быть объемной.
Кинцан-Сёки,- гора вблизи ( в каноническом варианте гора должна иметь не менее 3-х пиков, самый высокий (Человек),- вертикальный).
Кого-секи,- гора с одной вершиной.
Секкё-иши,- гора с ледником.
Таки-Иши,- гора с водопадом
(Возможно и объединение,- гора с ледником и водопадом будет называться Секкё-Таки-Иши, ряд вариантов водопадов имеют собственные названия,но не хочу перегружать терминами, их и без того будет немало).
несмотря кажущуюся простоту хорошие "горы" попадаются очень редко, нужно, чтобы четко была видна складчатость структуры или поднимающийся по склону лес. Особенно ценятся камни, похожие на реально существующие горные пейзажи
Дан- сёки,- плоский камень с интересной структурой
Доха-Иши,- Горный склон с падающими камнями (все в пределах 1 камня!)
Хиразу,- песчанный берег. Плоский, расположенный горизонтально камень (как ни странно может быть очень интересным).
Тамару-Иши,- камень-озеро («озерность» должна создаваться формой, а не только цветом камня, в противном случае это Мон-сёки )
Дукудзи- Иши,- камень с «пещерой» или «гротом».
Домон-Иши,- камень со сквозными отверстиями или в виде арки.
Ксли камень по форме напоминает какой-либо живой или рукотворный обьект, то он называется Кейшо-Сёки. В ряде случаев, такие камни относятся к специальным классам, например:
Ягата-Иши,- камень в виде какого-либо строения.
Фунагата-Иши,- камень в форме лодки или корабля, часто очень динамичен,.Для установки такого камня чаще используют Добан а не Дайзу, что подчеркивает динамику.
Торигата-Иши,- камень-птица.
Добудзи-Сёки,- камень в виде животного.
Сугата-Иши,- Камень в виде человека.
Санкеши-Сёки,- камень сложной абстрактной формы, чаще всего поставленый вертикально.

Прикрепления: 9048255.jpg (19.5 Kb)


Сообщение отредактировал leonid - Среда, 05.11.2008, 14:59
 
leonidДата: Четверг, 06.11.2008, 10:33 | Сообщение # 2
- Труженик -
Группа: Пользователь
Сообщений: 43
Город: Беер Шева
Репутация: 3
Награды: 0
Статус: Offline

Особняком стоят камни, с прожилками разных цветов, образующих узоры или изображения (Мон-Секи). Например:
Кигата-Иши,- деревья
Хогата-Иши,- цветы
Мигата-Иши,- плоды
Кусогата-Иши,- травы
(во всех случаях важен естественный цвет изображения)
Геншо-Сёки,- дневное или ночное небо.
Хигата-Иши,- восход, закат или полуденное Солнце.
Тенко-Сёки,- изображие снега, дождя, тумана... Короче, камень, узор которого вызывает ассоциацию с погодой.
Чушо-Сёки,- абстрактные фигуры
Итак, камень найден, очищен от глины, укреплен в Дайзе или на Добане. Что дальше? Японцы и китайцы утверждают,что камень,- нечто живое, и без должного ухода и внимания неизбежно «увянет».
В чем заключается уход за камнем?
Во-первых его следует брать в руки, «ласкать». При этом, как уверяют знатоки, камень «обменивается энергией» (точнее сущностью), с хозяином, что идет на пользу обоим.
Светлые песчаники или известняки (их очень любят китайцы и столь же не любят японцы,которые предпочитают камни темных сортов), временами нужно протирать тампоном, смоченным в растительном масле. От этого благородная желтизна камня становится глубже.
Если камень порос мхом, то его часто не удаляют, а поливают,так, чтобы мох рос.
В Китае считается допустимым вымачивание известняков или песчаника в крепком чае, японцы этого никогда не делают.

***

Абсолютно правильно произнести невозможно. Звук после "у" короче русского и но мягкий, и поэтому мало похож на "й". Ну трудно нам, индо европейцам "чирикать" на языках дальневосточной языковой семьи, так, что обе транслитерации одинаково верны (или не верны).
Слово произносится с двумя ударениями "сУи-сЕки" (как железобетон), ведь это в сущности 2 слова "Суи"-вода и "Секи",- камень.

***

Продолжу небольшой экскурс в теорию.
Примерно с 70-х годов 20 века суйсеками увлеклись в США. Как следствие, оформилось несколько стилей, отличных от классических.
1-Modern style,- Согласно этому стилю рядом с камнем на дайзе укрепляют некотрый «посторонний» предмет (например стеклянный шарик, исскуственное растение или просто сухую сеточку), которые должны подчеркнуть своеобразие камня.
2-Nevada Style,- 2 и более камня одинакового типа укрепленные на одной дайза. Композиции из нескольких камней известны и ранее, но в суйсеки классических школ всегда можно выделить 1 главный камень, а остальные,- просто «булыжники». При Nevada Style выделить главный камень нельзя.
3-Woodstown Style (Hellwood Style),- композиция из окаменевшего дерева или камней похожих по структуре на дерево.

Все вышеперечисленное относится к «обычным», декоративным стилям суйсеки. Всместе с этим, в японской и корейской традиции есть ряд мистических стилей. Камни, принадлежащие к этим типам, наиболее соответствуют определению «камни для медитаци», и кроме чисто «внешнего облика» должны нести в себе некоторый внутренний «заряд»
Самаи - стиль, к которому принадлежат камни изображающие качественный переход.(обвал в горах, начинающийся дождь, прорыв плотины, рушащееся здание, падающую звезду и т.п. ) Обязательны контрастные цвета.
Татани - асимметричный стиль. Например, дорога в ущелье, причем одна оз стенок,- практически отвесна, вторая представляет собой каменную осыпь или сильно разрушенную гору. Второй вариант татани-стиля,- лицо, правая сторона которого принадлежит старику,- вторая_ мледенцу, иногда это может камень, изображающий две морды животных, одна «спокойная» вторая «оскаленная» (морды дожны быть обращены в противоположные стороны).
Ёдзё - Камни, принадлежащие к этому стилю характеризуются тем, что в центре какой-либо фигуры расположено пятно контрастного цвета,- центр медитации. В ряде случаев роль этого центра может выполнять и сквозное отверстие.
Ясумэ -стиль. К нему относятся суйсеки с неясным, «призрачным» рисунком, который в результате создает ощущение «миража» или «окна в иной мир». Форма камня не должна отвлекать от созерцания рисунка, ли (еще лучше),- должна его подчеркивать.

***

Параметры качества суйсеки делятся на 3 группы
Обычно на выставках за каждое качество первой группы дают в полтора раза больше очков, чем за качества второй, и в 2-3 раза больше чем за качества в третьей. Например до 6 баллов максимум за каждое из качеств первой группы,до 4,- за каждое качество второй и до 2,- за каждое качество в третьей (естественно оценка 0 тоже возможна.)
Основная.
К ней относятся:
Катахе,- форма камня, его цвет и те особенности фактуры, которые определяют классификацию суйсеки
Пу,- натуральность (важна для камней-пейзажей)
Кви-Ксин,- оригинальность формы, цвета или рисунка (особенно важна для камней изображающих какие-либо объекты).
Микири,- гармоничность (соответствие пропорциям золотого сечения или нормальным пропорциям объекта. Как вариант,- приближенность формы к сферической)
Ко второй группе относятся:
Хадамэ,- следы эрозии на поверхности камня.
Чоу,- уродливость, придающая камню шарм. Так фигурка сгорбленной карги ценится выше, чем просто человеческая фигурка.
Чхоу,- вертикальная ориентация камня (особенно любимая в китайском стиле)
Жоу,- богатство структуры камня (сверх необходимого для создания образа).
Третья группа:
Сувари,- устойчивость (визуальная или реальная), высший балл,- если необрезанный камень сохраняет устойчивость без дайзы. 0 баллов,- если камень укреплен в дайзе и выглядит «падающим». Даже если это соответствует замыслу оценка за сувари для такого суйсеки равна 0 (но при этом может быть высокой оценка за Чхоу)
Йосеки,- ощущение древности,патина. Бывает 2 типов,- натуральная,- возникшая в результате переотложения солей на поверхности камня и «патина древности» возникающая на «захватанных руками» старых суйсеки. Иногда эти 2 вида патины оценивают раздельно.
Пибу,- соответствие внешней поверхности камня, ее структуры, изображаемому обьекту (например мелкие камни на склоне горы или чешуя на теле рыбы).

Бисеки (камни подвергшиеся обработке, чтобы лучше выявить их качество) оцениваются ниже чем «настоящие» суйсеки (обычно на треть)

Там и суйсеки и суйсеки-ута (последнее в качестве галереи)
Дело в том, что в японской и (реже) китайской традиции суйсеки нередко дополняют короткими стихотворениями. В таком случае весь комплекс (камень+ стихи) японцы называют суйсеки-ута. Я не японец,но некоторые камни у меня тоже порождают стихи, вот и получается суйсеки-ута.

Прикрепления: 8353240.jpg (18.4 Kb)
 
Бонсай форум » Остальное » Суисеки » Немного истории и теории суйсеки.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Copyright Мастерская бонсай - bonsay.org.ua © 2024 |