Особняком стоят камни, с прожилками разных цветов, образующих узоры или изображения (Мон-Секи). Например:
Кигата-Иши,- деревья
Хогата-Иши,- цветы
Мигата-Иши,- плоды
Кусогата-Иши,- травы
(во всех случаях важен естественный цвет изображения)
Геншо-Сёки,- дневное или ночное небо.
Хигата-Иши,- восход, закат или полуденное Солнце.
Тенко-Сёки,- изображие снега, дождя, тумана... Короче, камень, узор которого вызывает ассоциацию с погодой.
Чушо-Сёки,- абстрактные фигуры
Итак, камень найден, очищен от глины, укреплен в Дайзе или на Добане. Что дальше? Японцы и китайцы утверждают,что камень,- нечто живое, и без должного ухода и внимания неизбежно «увянет».
В чем заключается уход за камнем?
Во-первых его следует брать в руки, «ласкать». При этом, как уверяют знатоки, камень «обменивается энергией» (точнее сущностью), с хозяином, что идет на пользу обоим.
Светлые песчаники или известняки (их очень любят китайцы и столь же не любят японцы,которые предпочитают камни темных сортов), временами нужно протирать тампоном, смоченным в растительном масле. От этого благородная желтизна камня становится глубже.
Если камень порос мхом, то его часто не удаляют, а поливают,так, чтобы мох рос.
В Китае считается допустимым вымачивание известняков или песчаника в крепком чае, японцы этого никогда не делают.
***
Абсолютно правильно произнести невозможно. Звук после "у" короче русского и но мягкий, и поэтому мало похож на "й". Ну трудно нам, индо европейцам "чирикать" на языках дальневосточной языковой семьи, так, что обе транслитерации одинаково верны (или не верны).
Слово произносится с двумя ударениями "сУи-сЕки" (как железобетон), ведь это в сущности 2 слова "Суи"-вода и "Секи",- камень.
***
Продолжу небольшой экскурс в теорию.
Примерно с 70-х годов 20 века суйсеками увлеклись в США. Как следствие, оформилось несколько стилей, отличных от классических.
1-Modern style,- Согласно этому стилю рядом с камнем на дайзе укрепляют некотрый «посторонний» предмет (например стеклянный шарик, исскуственное растение или просто сухую сеточку), которые должны подчеркнуть своеобразие камня.
2-Nevada Style,- 2 и более камня одинакового типа укрепленные на одной дайза. Композиции из нескольких камней известны и ранее, но в суйсеки классических школ всегда можно выделить 1 главный камень, а остальные,- просто «булыжники». При Nevada Style выделить главный камень нельзя.
3-Woodstown Style (Hellwood Style),- композиция из окаменевшего дерева или камней похожих по структуре на дерево.
Все вышеперечисленное относится к «обычным», декоративным стилям суйсеки. Всместе с этим, в японской и корейской традиции есть ряд мистических стилей. Камни, принадлежащие к этим типам, наиболее соответствуют определению «камни для медитаци», и кроме чисто «внешнего облика» должны нести в себе некоторый внутренний «заряд»
Самаи - стиль, к которому принадлежат камни изображающие качественный переход.(обвал в горах, начинающийся дождь, прорыв плотины, рушащееся здание, падающую звезду и т.п. ) Обязательны контрастные цвета.
Татани - асимметричный стиль. Например, дорога в ущелье, причем одна оз стенок,- практически отвесна, вторая представляет собой каменную осыпь или сильно разрушенную гору. Второй вариант татани-стиля,- лицо, правая сторона которого принадлежит старику,- вторая_ мледенцу, иногда это может камень, изображающий две морды животных, одна «спокойная» вторая «оскаленная» (морды дожны быть обращены в противоположные стороны).
Ёдзё - Камни, принадлежащие к этому стилю характеризуются тем, что в центре какой-либо фигуры расположено пятно контрастного цвета,- центр медитации. В ряде случаев роль этого центра может выполнять и сквозное отверстие.
Ясумэ -стиль. К нему относятся суйсеки с неясным, «призрачным» рисунком, который в результате создает ощущение «миража» или «окна в иной мир». Форма камня не должна отвлекать от созерцания рисунка, ли (еще лучше),- должна его подчеркивать.
***
Параметры качества суйсеки делятся на 3 группы
Обычно на выставках за каждое качество первой группы дают в полтора раза больше очков, чем за качества второй, и в 2-3 раза больше чем за качества в третьей. Например до 6 баллов максимум за каждое из качеств первой группы,до 4,- за каждое качество второй и до 2,- за каждое качество в третьей (естественно оценка 0 тоже возможна.)
Основная.
К ней относятся:
Катахе,- форма камня, его цвет и те особенности фактуры, которые определяют классификацию суйсеки
Пу,- натуральность (важна для камней-пейзажей)
Кви-Ксин,- оригинальность формы, цвета или рисунка (особенно важна для камней изображающих какие-либо объекты).
Микири,- гармоничность (соответствие пропорциям золотого сечения или нормальным пропорциям объекта. Как вариант,- приближенность формы к сферической)
Ко второй группе относятся:
Хадамэ,- следы эрозии на поверхности камня.
Чоу,- уродливость, придающая камню шарм. Так фигурка сгорбленной карги ценится выше, чем просто человеческая фигурка.
Чхоу,- вертикальная ориентация камня (особенно любимая в китайском стиле)
Жоу,- богатство структуры камня (сверх необходимого для создания образа).
Третья группа:
Сувари,- устойчивость (визуальная или реальная), высший балл,- если необрезанный камень сохраняет устойчивость без дайзы. 0 баллов,- если камень укреплен в дайзе и выглядит «падающим». Даже если это соответствует замыслу оценка за сувари для такого суйсеки равна 0 (но при этом может быть высокой оценка за Чхоу)
Йосеки,- ощущение древности,патина. Бывает 2 типов,- натуральная,- возникшая в результате переотложения солей на поверхности камня и «патина древности» возникающая на «захватанных руками» старых суйсеки. Иногда эти 2 вида патины оценивают раздельно.
Пибу,- соответствие внешней поверхности камня, ее структуры, изображаемому обьекту (например мелкие камни на склоне горы или чешуя на теле рыбы).
Бисеки (камни подвергшиеся обработке, чтобы лучше выявить их качество) оцениваются ниже чем «настоящие» суйсеки (обычно на треть)
Там и суйсеки и суйсеки-ута (последнее в качестве галереи)
Дело в том, что в японской и (реже) китайской традиции суйсеки нередко дополняют короткими стихотворениями. В таком случае весь комплекс (камень+ стихи) японцы называют суйсеки-ута. Я не японец,но некоторые камни у меня тоже порождают стихи, вот и получается суйсеки-ута.