Вот несколько работ моего любимого мастера Кюзо Мурата
Ваще агонь))) Их можно часами разглядывать. ====== Первые изображения бонсаи (это были фотографии работ японских мастеров), я увидел ещё в школе. И да, там за толщиной ствола никто не гнался. Часто вообще выращивали бонсаи из семян.
Толстые стволы тоже очень красиво, но не главное. Если есть интересный материал то и тонкий ствол сгодится и будет красиво. На счет проволоки, в начале - середине июня доложу как и что получилось и сфоткаю. Город корабелов
Продолжение. Недели две назад вяз был подстрижен, долго не мудрствовал, клубки из тонких веток просто обрезал оставил по 1 - 2 листика. Где получилось наложил проволоку и в тех местах где это нужно для направления роста.
Не обижайтесь Леонид, но в моих глазах он падает в право ( если брать лицо). Нет у него в данный момент баланса. Я просто тоже этим грешу. У меня все падают))) только свое бревну в глазах не заметно Как по мне , нужно кроной уравновешивать. Левая част кроны должна зрительно быть массивнее . Можно попробовать самую нижнюю левую ветку отпустить и отогнуть вниз. И макушку увести тоже влево.
Насколько я помню то ето дерево больше для тренировки формирования отдельних веток, а не общего образа. Но если брать общий вид, то мне кажется просто не хватает самой нижней ветки, которая влево била би
Да, он чуток завален, но только совсем на мой взгляд, слегка. Постепенно смещается, забываю иногда после полива наклонять в разные стороны. Низ ствола должен быть перпендикулярно земле а верхняя часть так и задумывалась с таким уходом вправо. Еще уберу одну развилку, смотрится как вторая ветка от низа слева, будет чуть просторней и не так массивно внизу. При пересадке слегка выравняется, но не на столько как на последнем примере. Такая задумка автора! Город корабелов
Еще фото, Римма попросила сделать более низкий ракурс. Ниже уже не получается, а снизу смотрится еще лучше. Контейнер чуть наклонил и ствол теперь стоит прямо как и задумывалось.
Начало отклонения ствола находится в зоне ,которая сразу привлекает внимание. У данного дерева нарушено правило двух третей ( золотого сечения). Крона в идеале, должна быть либо две трети от всей высоты либо, одна треть. У вашего, самая нижняя правая ветвь начинается ровно на средине. Правая часть кроны больше и массивнее чем левая. Все это вместе создает ощущение неустойчивости и дисгармонии.
Если бы это дерево было в паре с другим, более высоким, был бы логичен такой уход в сторону А поскольку это соло...
Очень прошу, не подумайте ,что я из вредности цепляюсь. Просто на данном этапе, я наступаю , на те же грабли и пытаюсь исправлять. Подобная ситуация была с моей березой . На выставке, мне два человека сказали : "Нужно изменить угол посадки". Римма сказала просто : " Она падает". Теперь пытаюсь это исправить.
И последнее . Вам на этом дереве ничего не мешает?
У меня есть два варианта, как представляете себе это Вы, но может что то я и не так понял. Поправите или дополните. Ствол изначально ведет вправо и выровнять его невозможно, а если пересаживать с наклоном влево будет некрасиво. Здесь наверно больше с кроной надо думать.
Ствол изначально ведет вправо и выровнять его невозможно, а если пересаживать с наклоном влево будет некрасиво.Здесь наверно больше с кроной надо думать.
Вам на месте в живую видней. Но я все таки попробовала бы при пересадке поискать угол. А если еще попробовать отогнуть ветки левой части кроны , более горизонтально по отношению к стволу? Пробовала рисовать , не получается у меня так как у вас). Может быть вы нарисуете.
Добавлено (06.07.2018, 10:19) --------------------------------------------- Про размер кроны Вы правы, просто я уже привык и присмотрелся, чего то может и не замечаю уже.
Почему скучновато?! Хорошо мне кажется. На последнем эскизе не закрыт треугольник и поэтому ощущается дискомфорт, надо по другому располагать ветки. Город корабелов
Ир, на твоем эскизе дерево больше напоминает хвойное. Лиственные деревья все-таки в целом веники, они не будут формировать четкие, раздельные шапки листвы. С тем, что левую сторону нужно опускать и удлиннять, поскольку изгиб ствола смещает визуальный баланс ("вес") вправо, полностью согласна.
В природе, когда здоровое дерево наклоняется в какую-то сторону по какой-то причине, это действует как своеобразный сигнал тревоги и с противоположной стороны начинают удлинняться ветви и утолщаться корни, компенсируя эту потерю устойчивости. Устойчивости этому вязу не хватает еще и потому, что корни с левой стороны ствола слишком молодые и пока малозаметные. Когда в этой зоне отрастут привлекательные корни, дерево уже не будет смотреться хрупким и несколько однобоким.
Леонид, хотела спросить, Вы этому дереву легенду какую-нибудь предполагали? Я помню, что оно было тренировочным, но все-таки... почему оно стало литературным? В каких природных условиях растет? Это старый, зрелый экземпляр, потерявший нижние ветви, или что-то еще совсем молодое?
Немножко удивлен, вообще откуда это взялось - балансирование, равновесие. Как раз, самые красивые бонсай и показывают неравновесие, смещение, падение. Примеров могу десятки фото выложить. Если дерево наклонено влево, не значит что надо массу тащить вправо и наоборот, станет скучно, как мы уже разобрались. Литературный, это подпольная кличка, здесь мало что литературного кроме длинного штамба. Он только кажется таким себе простым, дается очень сложно, и будет переделываться еще не раз. Сегодня опять думал над ним, и понял что мой вариант мне пока больше нравится. Высоту буду убавлять постепенно, здесь согласен, лишнее есть и работать над объемом, ветвление даст основную красоту. Пока выглядит именно из за этого невыразительно. Но так это ж только 2-й год как я его делаю, а Римма советует что надо 20. ))) Город корабелов
Я лично против формирования бонсай с линейкой и строгим соблюдением золотого сечения, только не бейте Но в целом эстетические правила работают. А термины помогают выразить словами свои ощущения при просмотре чьей-то работы.
ЦитатаLelik ()
станет скучно
А прямостоящее лиственное дерево и не может быть нескучным ) Оно спокойное, уравновешенное, без "драмы", излишнего напряжения. Его красота в общих пропорциях, небари, сбежистом, густом ветвлении.
Пока искала примеры элементов эстетики нашла пару статей, в которых автор почти теми же словами пишет, что бонсай - скульптура, а прямостоящие стили скучноватые сложны для исполнения. Так что нас уже как минимум двое : http://bonsai-misadventures.blogspot.com/2016....or.html и http://bonsai-misadventures.blogspot.com/2016....ng.html Не могу сходу определить его уровень, вроде как новичковый. То, что он пишет, успела просмотреть только бегло, но и в других его статьях об эстетике (про фокусную точку, пространство, цвет, форму) есть полезная информация для нас.
ЦитатаLelik ()
так это ж только 2-й год как я его делаю
Так никто и не пытается от Вас требовать готовое дерево ) Просто интересуемся, как видите те или иные моменты, какие работы планируете, насколько совпадают наши вИденья ))) Любое обсуждение дает пищу для размышлений и позволяет всем его участникам расти над собой ) Условия первичны... Сначала создай - потом покупай... или копай...
Ир, на твоем эскизе дерево больше напоминает хвойное
Сама вижу ,что сосна
ЦитатаLelik ()
Он только кажется таким себе простым, дается очень сложно
Он даже не кажется простым. Я поэтому и принимаю активное участие в обсуждении. Самой интересно как бы я выкручивалась.
Цитатаre-mmi ()
Я лично против формирования бонсай с линейкой и строгим соблюдением золотого сечения, только не бейте Но в целом эстетические правила работают.
Я тоже не считаю соблюдение этого правила строго обязательным. Масса примеров когда это не работает, но работают все отсальные правила композиции. Только когда речь идет о формальном прямом стиле , желательно чтобы это правило соблюдалось, хотя бы приблизительно.
Как раз баланс нужен в подходе в каждом отдельном конкретном случае. В каких то случаях будет правильно соблюсти равновесие а в другом случае это будет мешать и портить. Каноны существуют для того чтобы сделать деревья красивее, но не всегда это необходимо и действительно работает и добавляет красоты. Даже можно испортить что то волшебное применив как нам кажется "нужный" канон. Вот примеры деревьев где равновесие "отсутствует".
Не спорю Но баланс это ведь не просто ствол влево, ветка вправо, это весь комплекс... Вы свое дерево видите каким? Моеги или шаккан? Или гибрид этих двух стилей?)
И по фото: У первого дерева крона по отношению к толщине ствола слишком массивна. В ленте выше подобному клену вы отвиртуалили нижнюю ветвь Здесь тоже можно зелень примерно наполовину убрать и композиция станет более сбалансированной. Корень на поверхности не очень симпатичен (не по канонам, да))), но он нужен здесь, чтобы уравновесить наклон и дерево не "падало" )
Второе дерево от 9 до 12ти часов тоже чуток тяжеловато в кроне как на мой вкус. Это фото не с выставки, из музея, и в интернете есть его изображения, где наклон не такой сильный. Поскольку hinoki не дает зелени на одревесневших частях ветвей, его нельзя укомпактить одним махом и возможно крона еще в процессе оформления. С противоположной стороны наклону у основания мне нравится красивый толстенький "бочок", корни у него тоже симпатичные, в целом хороший
Третье дерево мне не нравится ))) Я сначала подумала, что оно ямадори, но по описанию это бук городчатый, интересно где он его такого взял У него очень нехарактерный для бука ствол, интересная рваная, маскулинная линия. А буки обычно это девочки с гладкой корой и плавными изгибами ствола и ветвей. Правая ветвь по форме тоже неклассическая, но вместе со стволом она придает красивую форму пустоте под ней. Крону похвалить не могу, напоминает зонтик или гриб, многие ветви по толщине не очень отличаются от ствола и это видно несмотря на листву. Не выглядит он пропорционально, не могу с Вами согласиться. Либо крона еще слишком молодая и сырая, либо это будет сюрреалистичное дерево. Или penjing? Оно как раз в этой эстетике. Запоминающееся, не потеряется среди фото многих других буков, но я подожду зрелую крону Зимнее фото, кстати, поаккуратнее и позволяет все рассмотреть подробнее - http://gooxop.net/79-eccellente-bonsai-faggio/faggio-bonsai-regarding-79-eccellente-bonsai-faggio/
Четвертая сосна красива. Судя по небари ствол изначально рос вертикально, потом по какой-то причине погиб, обогатив нижнюю часть и левую сторну мертвой древесиной, богатой интересными деталями. Она притягивает взгляд. И, кстати, также придает дополнительный объем. Согласитесь, если бы там был ровный прямой, неповрежденный ствол, а потом он вдруг свернул резко вправо, вы бы не назвали такое дерево красивым. Да и сам поворот без отмершей альтернативы выглядел бы нелогичным. Большая часть кроны имеет видимое движение влево и уравновешивает этим поворот ствола вправо. Самая нижняя ветвь очень элегантно свисает ниже края кроны и даже немного закрывает ствол, усиливая это впечатление. Баланс ОК))
Пятое дерево комментировать сложно, потому что камера была расположена слишком высоко и то, что на нем будет казаться нарушением баланса на самом деле им не является ))). Устойчивость дереву обеспечивают мощные видимые корни (довольно редкие для этого стиля) и сочетание левой нижней ветви с резким изгибом ствола. Подозреваю, что где-то там может находится фокусная точка композиции, но проверить это вряд ли получится. Хотя возможно она выше кроне, там, где маленькие джинчики Хвои на нем мне много, он очень регулярный, классический японский образец По фото плохо видно, что это за дерево, если колючий можжеельник, то повышенная плотность для них норма )))
Шестое дерево мне не нравится. Основание выглядит слишком маленьким для такого ствола. Скорее всего это ель, густая и здоровая, ямадори, я ее уважаю за возраст и плотность кроны. Но общая линия ствола до охвоения (скучноватая С-образная кривая) и отсутствие видимых, пропорциональных корней... не люблю такое. Мертвая древесина немного спасает ситуацию, но не полностью.
На последнем фото дерево выглядит как типичный penjing, оно вообще не японской стилистики (или это плошка так усиливает впечатление? ). Это фикус, его ветви плохо держат проволоку, непослушные. Оно неготово (и несбалансировано), левая ветвь очень сырая, его не совсем корректно приводить как пример Условия первичны... Сначала создай - потом покупай... или копай...
Ну, уж не знаю! Тут не важно японский это стиль или китайский, принцип такой что балансировать дерево только потому что надо балансировать не работает. Примеры на фото подтверждают то что отсутствие баланса не портит, а в каких то случаях наоборот добавляет интереса. Потом не сторонник я впихивать образ в жесткий стиль, метла или мойоги это не важно. Разные люди, я уже понял, пишут статьи, книги, не потому что есть проблема, а потому что им надо о чем-нибудь писать и обратить на себя внимание,часто эти люди не понимают о чем пишут и таких много. Я о том что не все статьи о бонсай написаны специалистами. Слово баланс, насколько я понял изучая работы применяется в бонсай не для уравновешивания массы с различных сторон. Это баланс набора треугольников, сочетание треугольников, правильное их расположение. это и дает гармонию. а не одинаковая масса веток на разных сторонах. Вот пример ствола, пусть мойоги, расположите баланс веток так чтобы всем было понятно как надо. Заодно будет яркий обучающий пример. И вариант 2, наклонный стиль:
Это баланс набора треугольников, сочетание треугольников, правильное их расположение. это и дает гармонию. а не одинаковая масса веток на разных сторонах.
Леонид, я немного запуталась, мне кажется, что мы немного по-разному воспринимаем слово баланс ) Я под этим термином имею в виду соразмерность всех частей композиции бонсай, согласно с выбранным образом. Равновесие шапок листвы не обозначает их одинаковость. На качель можно посадить двух человек разного веса так, чтобы она находились в равновесии.
ЦитатаLelik ()
балансировать дерево только потому что надо балансировать не работает
От того, что мы с вами учимся играть на гитаре наугад перебирая струны, ноты никуда ведь не пропадают, согласны? ) Можно ими не пользоваться, но нельзя же отрицать их реальность)
ЦитатаLelik ()
расположите баланс веток так чтобы всем было понятно как надо
Вы меня явно переоцениваете Я не умею рисовать эскизы с чистого листа, чаще нахожу какой-то готовый набросок, который мне нравится. Если нужно, дорабатываю его. Нет такого расположения "как надо", Есть лиственные и хвойные деревья у которых ветви имеют различный рисунок, есть особенности небари и ствола конкретного дерева. Исходя из этих данных формируются шапки листвы. Т.е. один идеальный вариант не получится никак, даже если я бы умела рисовать ))
Первый Ваш стволик не совсем моеги (у него для равновесия вершина должна находиться над основанием ствола), По книге Джона Нака это "гибрид" моеги и наклонного, в других источниках один из вариантов наклонного. Стиль очень интересный, как располагают над ним ветви хвойных деревьев я примерно представляю. А вот как быть с лиственными, нет На начальном этапе формирования мне нравится, например, вот это дерево - http://bonsai4me.com/Gallery/GalleryHarry/Trident%20bonsai%20feb16.jpg Интересно как дальше пойдут ветви и что делать с "коленом" в верхней части, которое буквально упирается в зрителя )
Свой вариант (не как надо делать, а как мне кажется) набросала, не знаю, как показать ветви, расположенные в передней части дерева, поэому не факт, что увидев такое дерево вживую, не захотела бы тут подрезать, а там нарастить
С классическим наклонным все еще печальнее... я еще не встречала в сети лиственного дерева наклонного стиля, которое мне бы запомнилось. У самой есть несколько наклонных стволиков, но организованного ветвления на них еще не придумала. Так что пока эскиз нарисовать не смогу, может попозже придумается как
Изначально был тезис что в природе деревья пытаются себя уравновесить отпуская в противоположную сторону наклона больше массы. Под этим я подразумеваю слово баланс в Вашем понимании. А по мне так бонсай, не всегда должен походить на деревья из природы. Насколько я заметил,изучая японские бонсай, если наклон смещен, то туда и смещается основная масса веток, а не наоборот, как в природе. Этот спор конечно бесконечный, но я так и не получил ответ почему надо обязательно уравновешивать и чем это красиво?
На мой вкус, этот эскиз должен выглядеть так, это конечно на очень скорую руку.