Бонсай во Вьетнаме (Статья взята на сайте http://www.vietnamnews.ru/ ). Одним из интересных элементов культуры Вьетнама является бонсай и ландшафтный дизайн. Искусство выращивания карликовых взрослых деревьев зародилось в Китае. Затем соседние страны стали перенимать его. Название "бонсай" пришло из Японии. Хотя он стал развиваться там только в 19-м веке, большинство приверженцев этого искусства, рассматривает японский стиль бонсая как эталон.
Термином "бонсай" обозначают, как конкретное деревце, так и само искусство их выращивания. О выращивании бонсай в интернете есть много ресурсов. Почти все они — о японском стиле. Здесь же остановимся на вьетнамском.
Бонсай во Вьетнаме
Бонсай по-вьетнамски звучит как "кай кань" (Cay Canh).
Вьетнамский и японский стили бонсай непохожи друг на друга. Деревца во вьетнамском бонсае в три раза больше, чем в японском, а сам стиль не так строг. Деревья бонсай там из-за из больших размеров даже можно отнести к ландшафтному дизайну в горшочках.
Так как Вьетнам — тропическая страна, то вьетнамский бонсай применяет тропические деревья.
Вьетнамский бонсай даже лучше подходит для культивирования в российских условиях чем японский, потому что это тропические деревья, которые не нуждаются в холодной зимовке. Вьетнамский бонсай сидит не в грунте, а на миниатюрных скалах, корни погружены в воду постоянно налитую в поддоне, что в значительной мере снимает проблемы полива растения.
Бонсай в горшочках очень распространен во Вьетнаме при входах в гостиницы, офисные здания, магазины, вокруг монументов и на балконах. Все больше и больше появляется профессионалов и любителей бонсай.
Виды деревьев во вьетнамском бонсае
Вот неполный список бонсаев во Вьетнаме:
Ficus benjamina (Фикус Бенджамина), Ficus glomerata (Фикус священный), Ulmus tonkinenesis (Вяз китайский), Streblus asper (Стреблюс шершавый), Prunus persica (Персик обыкновенный), Pinus khasya (Сосна Хази), Podocarpus macrophyllus (Подокарп крупнолистный), Serissa foetida (Серисса вонючая), Limonia acidissima (Слоновая яблоня), Deeringia polysperma. (Деерингия), Pinus merkusii (Сосна Меркуза), Barringtonia acutangula (Баррингтония азиатская), Ficus elastica (Фикус эластичный), Wrightia religiosa (Райтия священная), Adenium obesum (Адениум тучный), Ficus microcarpa (Фикус мелкоплодный), Premna serratifolia (Премна пильчатолистная), Ficus pilosa (Фикус волосистый), Ficus religiosa (Фикус священный).
Ландшафтная композиция в центре Ханоя поблизости
от мавзолея Хо Ши Мина
Ассоциации и крупные производители бонсай
В больших городах Вьетнама много людей занимаются коммерческим выращиванием бонсай. Имеются ассоциации любителей бонсай. Вот некоторые адреса.
Ханой:
Исследовательский институт овощей и фруктов, отдел бонсай и цветоводства. Trau Quy-Gia Lam. Тел. 8276257.
Ассоциация бонсая в Ханое, 46 Trang Thi Str.
Крупный коммерческий сад бонсая находится в одной из северных провинций Nam Dinh, деревня Vi Khe. Отсюда они развозятся по всему Вьетнаму и идут на экспорт.
Хошимин:
8/2 Quoc Lo 1A, Ward Tan Thoi Nhat, Dist. 12. Тел. 7040016.
6/28 Huang Lo 13, Binh Huang Hoa, Binh Chanh. Тел. 8755120
Ул. Hoang Van Thu, 247, район Tan Binh.
Ул. Bis Truong Son, 2. Тел. 8423168.
Ассоциация бонсая в Хошимине. ул. Nguyen Thong, 43, Dist. 3.
Интересные композиции бонсай есть в отеле Рекс (Rex) в Хошимине.
В курортном городе Нячанге имеется даже ресторан с названием Bonsai по ул. Tran Phu, 62.
Много профессионалов и любителей бонсай находятся в Среднем Вьетнаме (города Да Нанг, Хюэ и Хой Ан). Ассоциация бонсай в городе Хой Ан: 1 Thanh Nam, Cam Chau. Тел. 861373.
В Бельгии находится Донгшонская (Dong Son) школа вьетнамского бонсая. Адрес: 1360, Chausse'e de Wavre, B - 1160 Brussels.
Вьетнамский ландшафтный дизайн
Еще в древности дворцы, столицы и мавзолеи во Вьетнаме представляли собой огромные великолепные парки.
Главным объектом во вьетнамском парковом искусстве является дерево. В отличие от Европы, основным методом формирования формы дерева является длительное воздействие на его развитие, например, задержка роста с сохранением пропорций взрослого дерева (то же самое, что и в бонсае).
Необходиимым материалом является камень. Форма камня должна гармонировать с находящимися рядом с ним деревьями.
Озеро или ручей обогащают искусственый пейзаж, позволяют установить дополнительные элементы: мостики, водопады.
Наиболее оригинальным видом вьетнамского садово-паркового искусства является "хон нон бо" (Hon Non Bo — остров, вода, композиция) — искусственные горы, устраиваемые на водной поверхности. Они копируют в миниатюре реально существующий природный объект или создают воображаемый мастером. Часто горку оживляют глиняные фигурки людей животных (это близко к китайскому, но, не к японскому стилю). Обработка камня не рекомендуется — лучше подольше повозиться с подбором необработаных камней. Чем ближе картина к природной, тем лучше. У подножия горки кладут камни, как будто бы упавшие с горы. Резервуар, в котором устанавливают гору, должен быть круглой формы. Гору покрывают парчовым мхом, который создает иллюзию травяного покрытия. Поверхность скал должна быть в трещинах, с выступами, то есть создавать впечатление дикой природы.
Важным моментом во вьетнамском искусственном ландшафте является соблюдение пропорций. Например, дерево в хон нон бо долно иметь такие соотношения между размерами ствола, корней, веток и листьев, чтобы напоминать векового долгожителя природы.