Стилистические решения; основные формы бонсай. Оригинал статьи на bonsai4me.com
Harry Harrington
Основные японские формы бонсай развивались в течении многих лет в качестве одного из способов классификации бонсай, а так же для помощи в создании основных правил стилизации деревьев.
Описание этих форм полезно для начинающего и помогает улучшить понимание различных форм деревьев и помогает определить различные типы ствола и ветвей.
Для новичков очень полезно начинать свое обучение стилизации бонсай с изучения этих основных форм. Однако, изучив их, энтузиаст не должен делать ошибку, оставаясь ограниченным этими определениями.
Формы против Стилей.
Во многих учебниках следующие формы описаны как стили бонсай, однако, существует сильное движение, инициируемое Вальтером Поллом, представители которого проводят размежевание между формой (в зависимости от преобладающих характеристик или направления ствола) и стилем (как художественной манерой, в которой изображена форма); по этой причине эта статья поддерживает эту рекатегоризацию, перечисляя формы бонсай.
Резюме: Форма описывает основной силуэт дерева, определяемый стволом; стиль описывает манеру, в которой дерево стилизовано (например, согнутое ветром, находящееся близко или далеко от зрителя, натуралистическое или абстрактное).
Описание форм бонсай.
Это список основных бонсай форм, но отнюдь не полный список всех форм бонсай или множества вариаций различных форм, которые существуют.
Неформальная прямостоящая форма.
Неформальный прямостоящий корейский граб от Гарри Гарингтона с ветвлением, характерным для лиственных растений.
Эта форма наиболее часто встречается в бонсай и природе. Она может быть использована для большинства пород деревьев. Ствол может скручиваться, изгибаться и изменять направление несколько раз вдоль своей длины, придерживаясь в основном роста вверх.
Ветви, как правило, берут начало с наружной стороны изгибов. Ветви, берущие начало непосредственно из внутренней (вогнутой) части изгиба обычно выглядят неуклюже (несуразно, нелепо). Общий неформальный прямостоящий силуэт часто представляет собой неправильный треугольник, однако он совсем не обязан им быть. Часто можно увидеть хвойные породы, такие как сосны и можжевельники, преимущественно с горизонтальным ветвлением и четко определенными "облаками" хвои (ярусами).
Лиственные широколиственные породы, такие как вяз и клен должны иметь преимущественно природное восходящее ветвление и не должны иметь четко определенных ярусов; слишком частая ошибка для лиственных пород это оформление горизонтального ветвления, четко определенных подушечек и "помпонов" из листьев.
Дуб черешчатый в неформально прямостоящей форме в природе. Обратите внимание на то, что его силуэт не представляет из себя треугольник.
Формальная прямостоящая форма.
В этой форме ствол абсолютно прямой и вертикальный. Раньше она была популярной формой, но теперь ее редко можно увидеть, так как большинство прямостоящих деревьев имеют некоторую динамику, которая делает их неформальной прямостоящей формой.
В идеале ствол должен быть выставлен напоказ и суживаться от основания до вершины. Эта форма воспроизводит деревья, растущие на открытых пространствах без конкуренции со стороны других деревьев. Ветви отходят от ствола поочередно налево, направо и назад и нет ветвей, смотрящих вперед до самой верхней трети дерева. Все ветви должны быть в основном горизонтальными или слегка приопущены, как будто отягощены снегом зимой. Это сложная форма, для убедительного исполнения которой рекомендуется использовать деревья с натуральным прямым стволом. Силуэт формальной прямостоящей формы треугольный, хотя и не совсем симметричный.
Лиственные породы не подходят для формальной прямостоящей формы. Хвойные виды, такие как тис, кипарис и криптомерия являются хорошими кандидатами.
Метлообразная форма.
Метлообразная форма повторяет облик многих лиственных деревьев, растущих в природе в идеальных условиях без какой-либо конкуренции со стороны других деревьев. Она особенно рекомендуется для тонко ветвящихся пород, особенно для вяза и дзельквы, но подходят и все остальные лиственные и широколиственные породы. Метлообразная форма не подходит для хвойных пород, в том числе сосны и можжевельника.
Метлообразная форма может быть подразделена на два вида: на формальную и неформальную метлу.
Формальная метлообразная форма.
Классический формальная метлообразный китайский вяз от Гарри Гарингтона
Самая известная метлообразная форма имеет главный ствол, который делится в определенной точке на три и более ветви примерно равной толщины, которые растут вверх по диагонали к основному стволу. Силуэт дерева напоминает перевернутую японскую метлу; откуда и название. Основной ствол формальной метлы, как правило, составляет 1/3 от общей высоты бонсай. Нет горизонтальных ветвей; все ветви расположены диагонально в веерообразном силуэте, без (либо крайне редко) пересекающихся ветвей.
(слева)Классическая формальная метлообразная форма и (справа) вариация классической формальной метлообразной формы.
Есть варианты классической формальной метлы в которых основной ствол проходит от основания до вершины дерева. Однако, в отличие от формальной и неформальной прямостоящей формы, ветви по толщине и доминированию близки основному стволу, но все эти ветви размещены диагонально (под углом) к основному стволу , образуя метлообразный силуэт.
Неформальная метлообразная форма.
Нет никаких причин, почему в метлообразной форме не может быть использован не прямолинейный ствол; стволы с изгибами, динамикой, это просто неформальная метла. Вероятно, это наиболее распространенная метлообразная форма в природе.
Наклонная форма.
Растущий в поле английский дуб в наклонной форме
Боярышник от от Гарри Гарингтона в наклонной форме
В этой форме ствол наклонный сам по себе, как бы тянущийся в росте к свету или склоненный воздействием сильного ветра. Ствол может быть прямой или изогнутый с ветвями на защищенной (обращенной к земле) стороне менее крупными, чем их коллеги по другую сторону ствола. Важной особенностью этой формы является то, что корни небари должны появиться на основании дерева, что бы остановить это "падение". Корни на стороне к которой склоняется дерево должны быть короткими и сжатыми , а корни на противоположной стороне должны быть сильными и доминирующими, цепляющими и крепящими дерево к земле.
Форма "на ветру".
Форма на ветру является одной из наиболее сложных форм, для изображения в бонсай; новички часто пытаются ее изобразить из-за ее драматических черт.
Форма на ветру также одна из самых неправильно трактуемых форм. Типичный бонсай на ветру оформлен со всеми своими ветвями по одну сторону от ствола уносящимися прочь с этой стороны неведомыми силами! Это клише, которое портит форму, но часто повторяется.
В форме на ветру можно выделить два различных типа: дерево, которое растет под постоянными ветрами (например, те, что растут на обдуваемых ветрами побережьях) и, во-вторых, деревья, попавшие под внезапный порыв ветра.
Постоянно открытые ветру бонсай.
В природе деревья, которые подвергаются сильным регулярным ветрам, выглядят "на ветру" даже в штиль. Очевидно, что дерево формируется ветром.
Рост преимущественно в одном направлении; ветви, как правило, длиннее на защищенной стволом стороне дерева. Ветви на стороне дерева обращенной к ветру будут короче.
Есть одна ошибка, которую многие энтузиасты совершают, это вера в то, что у дерева на ветру не может быть ветвей или ствола обращенных лицом к ветру. Это редкость найти дерево с ветвями только на одной стороне, ну быть может лишь на очень незащищенных побережьях. Мое мнение заключается в том, что это только лишь уродливые образцы (частные случаи) и их существование, конечно, не означает, что все деревья на ветру должны быть стилизованы таким образом.
Каковы причины того, что деревья на ветру растут в основном в одном направлении?
Очень часто почки овеваемые ветрами повреждаются холодными весенними ветрами. А почки на зачищенной части дерева имеют возможность развиваться в ветви как обычно. Это приводит к неравномерному сокращению роста ветвей на дереве: много роста на защищенной стороне, мало (или вообще нет) на открытой части дерева.
Подобный эффект вызывается и ветрами поздней весны на молодой весенней поросли; рост на угнетаемой стороне дерева может быть приостановлен или погублен, а на защищенной стороне продолжаться.
Результатом всего двух или трех сильных, ежегодно повторяющихся весенних штормов, могут стать весьма однобокие деревья с ростом преимущественно в защищенной части дерева.
Одно из критических замечаний, которое я часто слышу, это то, что бонсай на ветру не могут иметь ствола или доминирующих ветвей наклоненных к ветру. К сожалению, это суждения тех, кто решил, что все ветви должны выстраиваться в одном направлении под воздействием центробежной силы!
Почему ветра деревья в природе имеют стволы, которые растут против ветра?
У меня нет окончательного ответа на этот вопрос, но я знаю, что так действительно бывает. Я считаю, что, возможно, это сочетание факторов. Во-первых, как говорилось выше, почки на угнетаемой стороне дерева будут повреждены, то есть, большинство из почек будут повреждены. Те же, которые останутся, будут более энергичны, так как энергия, полученная от корней, будет распределена между значительно меньшим количеством почек. Когда они проснутся весной, эти почки дадут грубую, более сильную поросль, которая вероятно, в конечном итоге станет доминирующими, мощными ветвями.
Во-вторых, ветер на уровне земли почти всегда замедляется из-за растительности и препятствий. Поэтому негативное влияние ветра на дерево идет на убыль ближе к земле. По этой причине вполне возможно найти дерево, которое выросло против ветра, пока не достигло высоты, где ветер негативно влияет на новую поросль. На этой высоте и выше, рост будет в основном в том же направлении, что и ветер.